Alex Lapshin (lapshinji) wrote,
Alex Lapshin
lapshinji

Токийская соляристика



Как известно, в «Солярисе» Тарковского мир будущего изображает Токио. Этот кусок с проездом по токийским туннелям и эстакадам завораживает до сих пор — недаром жанр «дорожного видео» настолько популярен на Ютубе.
Но сколько же легенд ходит про этот эпизод — то, дескать, «это дорога из аэропорта в Токио», то вообще что это Осака.


С загадками разберемся потом, пока посмотрим на картинки: как это выглядело осенью 1971 года и как сейчас. Используем чит-код — гугловский просмотр улиц.
(Цифры — тайминг по японскому блюрею фильма, сделанный с российского нового скана от «Крупного плана», лучшего чем даже у Criterion. Цифры в кружочке обозначают отдельные прогоны — для карты в конце поста)


Скоростная дорога (сюто) номер 4 «Синдзюку», идет от Синдзюку в сторону токийского вокзала. По сути — центр города.
33:12 



Отлично читается название туннеля.
33:15


Интересно, что поездка начинается от парка Синдзюку, практически прямо с того места, где проходят события «Сада изящных слов» Синкая. Он находится прямо за спиной.



Опоры в туннеле дополнительно укрепили
33:19




В реальности туннель выглядит гораздо веселее, тем более, что сверху расположен красивейший дворец Акасака. Световые окна туннеля выходят прямо в дворцовый парк. Впрочем, в тот момент дворец был на длительном капитальном ремонте.
33:23



Проемы закрыли звукоизоляцией
33:44



Вылетаем к рву Бенкей, остаткам старинной запруды, тамэике.
33:49



Милые сдвоенные башенки строительной фирмы Kajima не дожили совсем немного, их снесли в 2011 и поставили одну похожую, но более крупную. Справа видно два шпиля: совсем крайний — это радиовышка на небоскребе, а тот что дальше — Токийская телебашня. Сейчас ее совсем загородили дома.
34:06



А вот здоровеннейший отель Akasaka Excel Hotel Tokyu вполне себе до наших дней дожил. Светящееся табло нынче завешено тряпочкой с предупреждением о, кажется, ремонте дороги.
34:16



Запомните вот это здание прямо над дорогой, с балкончиками — на него съемочная группа забиралась несколько раз. Сейчас на его месте стоит огромный Совет префектур, в нем работают представители всех регионов Японии. Раньше это было министерство внутренних дел. Но новое здание построили только в 1999, а что было до него — непонятно. Но съемочную группу в него пустили. Может, просто гостиница была.
34:28



Вьезжаем в тоннель Тиёда…
34:53



…и на этой тоннельной развязке черно-белое кино заканчивается…
35:12



…и вскоре начинается цветное.


А это уже совсем другое место, движемся от Токийской телебашни в сторону российского посольства по внутреннему кольцу С1.
36:04



В фильме эстакады выглядят много лучше, чем сейчас — еще бы, их построили всего за шесть лет до этого, к олимпиаде 1964 года.
36:11



Собственно, Тарковский их и углядел на брошюре, выпущенной к олимпиаде.

Дорожная табличка почти не изменилась, только добавилась латиница.
36:16



На смешном «кубике» слева, возле «хрущевки», за годы нарос еще один этаж.
36:22



Характерный токийский многоквартирный дом с уступами, популярная в столице форма, прошел капремонт.
36:28



И на этом заканчивается второй прогон, аккурат возле поворота к посольству.
Интересно, что табличка в туннеле за 45 лет не изменилась, это она же. Но на пленке плохо видно, что в туннеле висит еще и традиционная чугунная таблица с названием (на других тоннелях тоже).
36:46




Затем идет коротенький проезд в обратном направлении по первому туннелю, снова под дворцом Акасака. На современном фото хорошо видно чугунную таблицу.
37:09



Идентифицировать этот тоннель было сложнее, у него когда-то провели косметический ремонт, закрыв желтую плитку белой. Но на торцах и в проемах она сохранилась.
37:30



Третий прогон обрывается, не доходя до выезда в сторону Синдзюку.
37:37



А дальше идет какой-то совсем безобразный монтаж:

Вначале четыре секунды проезда по туннелю Акасака (еще раз!), но уже черно-белые:
37:41



А потом ДВЕНАДЦАТЬ КАДРИКОВ (то есть полсекунды) выезда из туннеля на улицу Роппонги. То есть если долго-долго ехать по второму туннелю Тиёда, никуда не сворачивая, то выедешь здесь.

37:43



Вот так оно снаружи сейчас выглядит:



А потом сьемочная группа вечером вернулась к перекрестку Акасака-Мицуке, на который приехала в конце первого прогона, развернулась и начала снимать с того здания над тоннелем:

Вначале сняла перекресток (дорога, по которой приехали, вдоль пруда — справа), только отзеркалила его справа и слева, перекрыв темный пруд справа.
37:44


Затем прокатилась на машине по трассе налево:
37:51


…а потом еще раз сняла тот же перекресток в мультиэкспозиции, чтобы дорожное движение казалось гуще:
38:03



Так это место выглядит сейчас на гуглокартах:



И если посмотреть карту всех перемещений, то получается, что они катались туда-сюда по одной и той же дороге.


А теперь о странном.

Ну, конечно, «дорогой от аэропорта» это можно назвать с той же натяжкой, с какой, например, можно назвать таковой Невский проспект в Питере или Тверскую в Москве.

Для двух недель в Токио обьем отснятого, конечно гигантский (сарказм), но их можно понять. Хотя, бывало, для фильмов из «иностранной жизни» кто-нибудь из собственных корреспондентов новостей просто снимал на 16мм камеру какие-то кусочки жизни обычно.
Тарковский пишет:
=======
(13 сентября 1971 г. о съемках “Соляриса”)
22 сент. – 8 окт.: Япония

(14 октября 1971 г., Москва)
10-го вернулись из Японии. Устал я до последней степени. И нервы издергались неимоверно. Впечатлений масса. Но о них сразу лучше не писать. Пусть уляжется. Кое-что сняли для проездов Бертона по Городу

(23 октября 1971 г.)
… Япония, конечно, страна удивительная, ничего общего нет в ней ни с Европой, ни с Америкой. Великая страна – никто не берет на чай. Безработных нет. Токио – город замечательный. Ни одной фабричной трубы, ни одного дома, который был бы похож на другой. В смысле архитектуры Япония, конечно, страна передовая. Вежливый, воспитанный народ. В Токио вместе с Иокогамой – 22 миллиона человек. Но такой бессмысленной толчеи, как в Москве, там нет.
=======

В поездку было заявлено четыре человека, но тем не менее Дворжецкого в машине снимали в студии, в рир-проекции. Интересно, кто же ездил, кроме режиссера и оператора? И чего они так издергались?

История про сьемки в Осаке появилась оттого, что в изначальной заявке Тарковский просил командировку на осакскую выставку ЭКСПО-70.

=========
Часть съемок, возможно, состоится в Японии, в Осаке.
«Советская культура», 20 июня 1970 г.
=========

Хотя если бы его отпустили, вместо города будущего был бы полный цирк:


К тому же командировку оформляли так долго, что в Японию он приехал ровно через год после того, как выставка закончилась (она шла с 15 марта по 13 сентября 1970).
 
Для параноиков можно отметить, что на дороге, по которой каталась съемочная группа, стоит просто ВСЁ (кроме министерства обороны) — и императорский дворец, и парламент, и министерства, и резиденция премьера, и телебашня,так что ГРУ было, наверное, счастливо ^^

Еще любопытно, что одной из претензий к фильму госкомиссии была затянутость эпизода с туннелями, а так же просили убрать все японские надписи (а то, говорят, на премьере в Каннах были смешки в публике). И в документации к фильму отмечено, что часть эпизода сокращена, а надписи убраны.
Однако, если смотреть на ранний монтаж фильма (так называемый grey Solaris, который однажды в начале 90х нечаянно показали по ленинградскому телевидению и порвали мозг кинолюбам незнакомыми эпизодами вроде «зеркальной комнаты», еще бы, фильм был на 15 минут длиннее), так на раннем монтаже этот эпизод идет ровно столько же и все куски Токио на месте. Тоже загадка.

Tags: Япония, кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments