Alex Lapshin (lapshinji) wrote,
Alex Lapshin
lapshinji

Category:

Восемь (Ano Natsu de Matteru)

Иногда странные совпадения случаются не там, «где их совсем не ждешь», а где начинаешь внимательно копать.


Итика-семпай демонстрирует вулканское приветствие

В эти дни закончился не только замечательный сериал "Ano Natsu de Matteru", но и еще одна великая эпоха. Но про это мало кто знает.



В сериале в качестве важной детали выступают старые добрые восьмимиллиметровые камеры Fujica. Посмотрим на них повнимательнее:


Очень интересно, на какую пленку снимает Кайто ночью? (Хотя, как мы увидим дальше, вариантов мало.)


Впрочем, авторы палят камеру на первой же минуте сериала (за исключением одной буквы)











Это «народная» Fujica P300:


Круглая штучка — это счетчик метража ленты. От 0 до 15.


Это, судя по всему, рукоятка зума


Интересно, что такую же я приспособил на свою камеру — в видеорежиме это гораздо удобнее, чем крутить рукой


Место для зарядки кассеты и место для четырех батареек в ручке




Объектив светосилой 1.8, зум 10.5-27.5mm, меньше трех крат. Фокусировка через объектив, так называемый aerial focus (зеркало на обтюраторе, насколько я понимаю, примерный аналог зеркального фотоаппарата, только прыгающий с каждым кадром.)

Система Single-8.


Слева направо: Super 8, 16mm, 35mm кинопленка

Многие, благодаря фильму «Супер 8», знают, что это был в 60-70 годы такой любительский формат кинопленки, пришедший на смену обычной 8мм. Разница — в немножко увеличенной площади кадра (за счет уменьшения размера перфорации), что при таких размерах весьма критично. Разработал Super8 в 1965 году, ясное дело, Kodak. Но что интересно, японцы не захотели уступать, и в том же году Fuji выкатила свою 8мм систему Single-8:


Кассеты Super8 и Single-8. На переднем плане — двойная 8мм пленка, ее разрезали вдоль
В и ту и другую кассету помещалось примерно 15 метров пленки. Чего хватало на три с чем-то минуты.

Так и получилось — в то время как все кинолюбители мира, включая наших:



...снимали на Super8, Япония снимала на Single-8.
Формат кадра чуть-чуть отличается, но для проекторов разницы практически не было. Однако, Fuji применила для пленки новый, более тонкий и прочный материал, из-за чего монтировать эту пленку с Super8 стало сложно. И в проекторе она не лопалась, а запутывалась. Неизвестно, что лучше.




А вот у Ремон-семпай камера не в пример круче (впрочем, оно и понятно):






Это самая крутая на свете Single-8 камера Fujica ZC1000
Десятикратный зум, возможность двойного экспонирования (для спецэффектов, частота кадров до 72 (умельцы разгоняли внешним приводом до 140), С-mount — возможность ставить кинообьективы (а через переходник — и от фотоаппаратов) и так далее.


Обратите внимание на необычный, но, похоже, удобный хват



До сих пор ее цена на японских аукционах добегает аж до 3000$.

Сравним вид в видоискатель:


Это P300


Это ZC1000


Ну и последнее, грустное. Fujifilm сама и выпускала кассеты с пленками для Single-8. Кстати, они считались качественнее, чем у Super8 — пленка упиралась не на задник кассеты, а на металлическую подложку в самой камере, отчего не прыгала и не перекашивалась, что любил делать Super8, особенно на концах.

В последнее время оставалось два вида кассет:


Вон они, сверху на столе

Это Fujichrome RT200N (с синей полосой) для искусственного освещения и Fujichrome R25N (с красной полосой) для дневного. Обратите внимание, что в помещении снимали на ISO200, а на улице хватало ISO25.

Fujichrome RT200N прекратили выпускать в мае 2010 года.
Fujichrome R25N прекращают выпускать сегодня, в конце марта 2012 года. Это конец эпохи.
Лаборатория по обработке пленки Fuji перестанет принимать Single-8 в сентябре 2013.

Удивительно, что единственный сериал, посвященный Single-8, закончился ровно вместе с самой пленкой. Удивительно и символично.


Эта страничка скоро изменится. Запомним ее такой

На самом деле я не такой уж поклонник ретро-техники, даже такой совершенной, какой всегда бывает технология перед своим поражением перед чем-то новым. Просто где-то в прежней жизни остался маленький кусочек пленки 8мм, где я, совсем маленький, трехлетний, гоняю по льду клюшкой шайбу. Наверное, уже и пленка давно сгинула (снимал давно переехавший сосед по дому в Питере), да и от меня прежнего осталось совсем уже ничего. Мне совсем не жалко уход пленочного фото. А вот тот смешной кусочек тоненькой кинопленки почему-то жалко. Я ведь его даже сам не видел (или не помню).




Бонус-треки:



Здесь у Ремон-семпай совсем уж удивительная кинокамера —


Это восьмимиллиметровая Bell & Howell 134 1939 года выпуска.





На самом деле Single-8 не умер уж совсем уж — энтузиасты, как и в случае с «Полароидом», наладили мелкопартийное производство.




По этому поводу хорошо вспомнить масштабы производства этого формата:

1965 — 3 500 000 штук
1973 — 12 600 000
1978 — 9 900 000
1981 — 5 400 000
1991 — 100 000
1998 — 100 000
1999 — 40 000
2000 — 20 000
2006 — 18 000
2009 — 9000




Для ностальгирующих: помимо банальных способов генерации типакиношного шума кинопленки в монтажке есть простой и эффективный метод: Rgrain выпустила плашки-подложки с отсканированной кинопленкой нужного формата. Есть там и 8 мм вариант:



(Спасибо mironovd за изыскания и технические подробности)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments